Музыкальный руководитель МБДОУ ДС №28 «Ладушки» Ахмедова Дилором Носыровна
Музыкальное воспитание в детском саду является синтезом различных видов деятельности, это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.
Непосредственно образовательная деятельность «Музыка» состоит из музыкально-ритмических движений, развития чувства ритма, пальчиковой гимнастики, пения, слушания музыки, игр и плясок. Все эти компоненты входят в программу «Ладушки», по которой мы занимаемся с детьми.
Начинается занятие с ритмических движений, направленных на развитие у детей музыкально-ритмических навыков, выразительности движений, после чего мы проводим специальную гимнастику или упражнение на восстановление дыхания.
Далее начинается распевка – подготовка голосового аппарата к пению. Для распевки использую небольшие попевки, прибаутки на различные слоговые сочетания.
Следующим этапом работы является ознакомление с новой песней, проводим анализ, выполняем различные задания. Например, нужно простучать ритмический рисунок или изобразить то, о чём поётся в песне. К разучиванию новой песни дети приступают только со второго или третьего занятий. Дальше ведется работа над ранее изученными песнями.
Большое внимание мы уделяем слушанию музыки. Проводим беседы по творчеству композиторов, используя наглядный материал: показ портретов композиторов, репродукций картин.
В заключении занятия разучиваем с детьми пляски и игры, в которых отрабатываются определенные ритмические движения, координация и приобретаются импровизационные навыки.
Организация непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в детском саду
НОД по музыкальному воспитанию проводится 2 раза в неделю в первой половине дня.
Продолжительность занятий зависит от возрастных особенностей детей:
группа раннего возраста— 10 минут;
младшая группа — 15 минут;
Средняя группа — 20 минут;
Старшая группа – 25 минут;
Подготовительная группа — 30 минут.
https://www.instagram.com/tv/CAadlHclSnh/?igshid=wocdiy85ho2d
ГМО 27.04.2021 «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкальной театрализованной деятельности«
Конспект выступления (доклада) для семинара-практикума музыкальных руководителей
«Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкальной театрализованной деятельности».
ЦЕЛЬ: формирование коллектива единомышленников, способных воплощать оригинальные идеи; вовлечение педагогов в активный творческий поиск; выявление и изучение опыта новых форм и средств взаимодействия с детьми в условиях музыкальной театрализованной деятельности. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.)
Задачи:
-Развивать формирование простых навыков творческого воображения через различные виды театральной деятельности, музыку;
-Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театральную деятельность, музыку;
— Пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
-Использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного спектакля;
— Побуждать к импровизации с использованием средств выразительности (мимика, жесты, движение и т.д.); — Помогать в создании выразительных средств.
Формы работы :Театральные игры .Речевые игры .Ритмопластика. Инсценировка песен, попевок, танцев .Драматизация сказок .Взаимодействие с родителями .Коммуникативные игры и танцы.
Музыкально-театрализованная деятельность – самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка.
И в своей работе я не раз в этом убеждалась. В театрализованной деятельности каждый ребёнок , имею так же опыт и с детьми с ОВЗ, может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Театрализованная деятельность в детском саду,– это хорошая возможность социальной адаптации и раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.
Начиная с младшей группы, я стала чаще использовать элементы театрализации на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В младшей группе уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонации: летит большая и маленькая птица, весёлые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: идёт дождик, дует ветер, выглянуло солнышко, налетела туча. Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряженья, шапочки зверей ,а также и кукольный театр для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.
С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняю. Дети средней группы инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения, при этом большое внимание уделяю речи ребёнка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Инсценировали «Теремок», «К Солнышку в гости».
Старшие дошкольники уже сочиняют сами движении для мишки, куклы; в плясовом (танец для котят, петушков, солдатиков, птиц и «Пугало»и др). Воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, шарики и др. В качестве основного приёма по музыкальному движению использую образные театральные и речевые игры. Это маленькие мини – спектакли, которые дают возможность ребёнку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определённые движения с характером незнакомого произведения. Музыка активизирует фантазию ребёнка, побуждает к творчеству, использованию выразительных движений..
Развиваю представления о нравственных качествах: разбирали ситуации о правилах поведений зрителей на спектакле, где ребята учатся более точно выражать свое отношение к происходящему. Дети должны быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев.
Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Предлагаю по желанию исполнить роли в кукольном театре –театрализации «Теремка» и «Колобка».А также дети участвовали вместе с детьми подготовительной группы в театрализованном представлении «Приключения на Масленицу»,в котором каждый мог показать свои творческие способности. Дети не только исполняли роли., но и играли на инструментах(игра на ложках) и танцевали с атрибутами (ведрами).
Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Так например, вызвали большой интерес постановки «Как мужик корову продавал» и «Волк и семеро козлят» Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто – то показывает себя в большей роли, кто-то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два-три человека).Дошкольники с удовольствием показали на новогоднем празднике сказку «Золушка».
Использование элементов театрализованной деятельности на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания.
Остановлюсь подробнее на работе с родителями.
Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого родителя. Опыт моей группы говорит о том, что все родители откликаются и стараются содействовать воспитателям в работе с использованием театрализованной деятельности.
Основными видами работы с родителями выступили:
• Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
• Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
Помимо всего вышеперечисленного, родители привлекались к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, помогают в выборе пьес для инсценировок.
Я считаю, что театрализованная деятельность детей помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Мне педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенной информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Видео-занятие https://yadi.sk/i/X82q7mK4lywNkg